Ваш ближайший город - Ярославль?
От выбранного города зависят цены, наличие товара и способы доставки
Автобусы в наличии Грузовики в наличии: ГАЗ, КАМАЗ, Спецтехника: КАМАЗ, ГАЗ, HYUNDAI, ISUZU

АКПП — устройство и принцип работы

Опубликована12 декабря 2022

 

Содержание статьи:

  1. Чем отличается МКПП от АКПП
  2. Виды АКПП и их технические характеристики
  3. Преимущества использования АКПП в грузовых автомобилях и автобусах
  4. Советы по эксплуатации грузовых автомобилей с «автоматикой»
  5. Обзор грузовых автомобилей с АКПП
 

Автоматическая коробка передач (АКПП) в грузовых автомобилях и автобусах встречается гораздо реже, чем ее механический аналог (МКПП). Это связано с конструктивными особенностями грузовых автомобилей и высокими требованиями к их надежности и ремонтопригодности. Но, благодаря комплексу преимуществ, грузовой транспорт с АКПП постепенно становится все более популярным у владельцев ТС.

Чем отличается МКПП от АКПП

В механической коробке передачи переключаются с использованием зубчатых шестерен. МКПП позволяют менять в широком интервале крутящий момент и частоту вращения ведущих колес. В конструкцию МКПП входит значительное количество узлов: блоки шестерен, обгонные муфты, блок заднего хода, картер с маслом, в который помещаются шестерни. Специальная кулиса предназначена для блокирования несанкционированного включения передачи. Количество ступеней МКПП в грузовом автомобиле – от 6 до 16. Для облегчения массы коробки ее детали изготавливают из сплавов на базе алюминия, сочетающих небольшой удельный вес с высокой прочностью.

В коробке-автомате крутящий момент передается с помощью гидротрансформатора и планетарных передач, которые выполняют те же функции, что и шестеренный блок в МКПП. Управление переключением передач осуществляет гидроблок – сложная система с высокими требованиями к температуре эксплуатации, качественным характеристикам трансмиссионной жидкости и регулярности техобслуживания.

Виды АКПП и их технические характеристики

АКПП разделяют на несколько групп. Но, независимо от конструктивного решения, использование автоматической коробки передач значит, что водитель не должен вручную переключать

передачи с помощью рычага и нажимать педаль сцепления, что позволяет максимально сосредоточиться на анализе дорожной ситуации.

  • Гидротрансформаторные. Именно такая конструкция считается классической. Гидротрансформаторные АКПП устанавливаются в большинстве легковых и грузовых автомобилей.
  • Роботизированные. Более современное конструкторское решение. Работой механизма сцепления и переключением передач в АКПП руководит электронный блок. Возможно управление водителем.
  • Вариатор – это разновидность АКПП, которая отличается от других конструктивных решений отсутствием фиксированных передач и максимально плавным переключением скоростей. Переключение скорости осуществляется с помощью конусообразных шкивов и ременного соединения. Вариатор – наиболее экономичный вариант из всех КПП.

Из каких узлов состоят АККП:

  • Гидротрансформатор – заключен в корпус, заполненный рабочей жидкостью. В его состав входят – насосное, турбинное и реакторное колеса, муфты блокировочная и свободного хода. Колеса оснащены специальными отверстиями, обеспечивающими циркуляцию рабочей жидкости. Муфта свободного хода позволяет реакторному колесу вращаться в обратную сторону. Блокировочная муфта предотвращает переход в незапланированный рабочий режим.
  • Планетарный механизм. Состоит из планетарных рядов, валов, барабанов, обгонной и фрикционных муфт. По выполняемым функциям является аналогом шестеренному блоку в МКПП.
  • Гидросиситема. Рабочая жидкость, присутствующая в гидросистеме, служит для создания давления в КПП и защиты внутренних компонентов от превышения допустимых температур и появления очагов коррозии.

Преимущества использования АКПП в грузовых автомобилях и автобусах

Полезные эксплуатационные качества автоматических коробок передач, обеспечивающие спрос на грузовые автомобили и автобусы с АКПП:

  • Автоматические коробки переключения передач – это конструктивно продуманные и надежные агрегаты со значительным запасом прочности, которые при регулярном обслуживании служат столько же, а иногда и больше, чем механические аналоги.
  • Количество топлива, потребляемого автомобилем с коробкой-автоматом и с механикой практически одинаково.
  • Плавное переключение скоростей, которое обеспечивает автомат, положительно влияет на эксплуатационные возможности двигателя и срок его службы.
  • Грузовые авто с коробкой-автоматом отличаются плавной работой двигателя, а также плавными: стартом, ходом, торможением транспортного средства. Водитель не должен постоянно контролировать дорожную ситуацию для своевременного переключения передач. Коробка-автомат удобна при поездках в городских условиях, с высокой транспортной загрузкой, особенно при наличии пробок.

Есть у автомобилей с АКПП и ряд минусов, но эксплуатационные преимущества обеспечивают стабильный рост популярности прогрессивной техники с автоматической трансмиссией. К недостаткам с коробками-автоматами относятся:

  • Более высокая стоимость коробки-автомата, по сравнению с МКПП, что добавляет до 5% к общей стоимости автомобиля, более дорогостоящий ремонт.
  • Сложная схема АКПП, требующая высокой квалификации мастеров-ремонтников.
  • Вероятная сложность продажи автомобиля б/у с АКПП, поскольку на рынке грузовой техники традиционно большим спросом пользуется ТС с механикой.

Советы по эксплуатации грузовых автомобилей с «автоматикой»

Основные моменты, которые необходимо учитывать при эксплуатации грузовых ТС с автоматической трансмиссией:

  • Запуск двигателя. Производители советуют запускать двигатель с парковочного режима АКПП, а не из нейтральной позиции. Перед началом движения включают поворотный сигнал, проверяют, нет ли помех, не отпуская тормоз, селектор переводят в положение D при необходимости двигаться вперед, и R, если необходимо сдать назад.
  • Безопасная остановка. Останавливают автомобиль, выжав тормоз, включают ручной тормоз. Селектор переводят в позицию паркинга и выключают мотор. Если транспортное средство находится на ровной дороге с уклоном к горизонтали не более 15 ̊, то ручник можно не включать.
  • Переключение скоростей на ходу – запрещено переводить селектор в положения реверса и парковки.
  • Буксировка. Автомобиль с автоматической трансмиссией нельзя длительно буксировать с выключенным двигателем. Оптимальный вариант – буксировка грузовика с работающим ДВС в положении селектора нейтраль. ТС с коробкой-автоматом может использоваться для буксировки другой автотехники, особенно если в конструкции автомобиля предусматривается режим L, подразумевающий переход на пониженную подачу.
Внимание! Что однозначно нельзя делать при эксплуатации автомобиля с АКПП:
  • двигаться накатом в режиме нейтрали, особенно если включать его прямо на ходу из положения D;
  • одновременно нажимать акселератор и тормоз;
  • буксировать прицеп с превышением допустимой нагрузки;
  • включать задний ход до окончательной остановки транспортного средства;
  • включать положение драйв во время движения задним ходом без полной остановки;
  • буксировать транспортное средство, которое превышает по массе автомобиль-буксировщик с АКПП.

Обзор грузовых автомобилей с АКПП

На рынке представлен обширный ассортимент грузовых автомобилей и автобусов с автоматическими коробками передач:

  • Автобус ПАЗ 320435 Вектор NEXT «Доступная среда». Возможен заказ техники с автоматической трансмиссией Allison. Автобус с коробкой-автоматом в комплектации «Доступная среда» имеет низкопольный участок, механическую аппарель и площадку для размещения малоподвижных пассажиров. Доступны к покупке модели ПАЗ Вектор NEXT, предназначенные для использования на городских, пригородных, междугородных маршрутах, выполнения специализированных задач.

  • Седельный тягач КАМАЗ 54901, 450 л. с. Новый тягач семейства К5 сменил текущее поколение седельных тягачей КАМАЗ 5490, в которых также могут устанавливаться автоматические коробки переключения передач.

  • Автобус КАВЗ-4270. Укомплектован 6-ступенчатой КПП Allison T Оснащается дизельным или газовым двигателем, обеспечивает уровень экологической безопасности EURO-5.

Грузовые автомобили и автобусы с АКПП – надежные и удобные в управлении транспортные средства, которые можно приобрести новыми или б/у после диагностики, технического обслуживания, ремонта.

Назад к списку
Подписка на новости компании ЯрКамп
Какие новости Вы бы хотели получать?
 
Я ознакомлен (-ена) с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением, принимаю их условия и согласен с обработкой моих персональных данных ООО «ЯрКамп».