С развитием прогресса совершенствуется и забота об окружающей среде путем создания альтернативных источников энергии и силовых узлов. С начала XXI века во многих странах мира началась разработка и введение в эксплуатацию экологического общественного транспорта.
Как правило, автобус является самым практичным и доступным ТС для любого города. Однако выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания, потребляющих дорогостоящий бензин или дизельное топливо, отрицательно сказываются на здоровье человека и состоянии окружающей среды. Именно поэтому помимо трамваев, метро и троллейбусов возрастающей популярностью пользуются так называемые экологические автобусы.
Пока что самая актуальная альтернатива классическим ДВС представлена двумя вариантами:
Согласно данным американской ассоциации автомобилистов ТС, оснащенные электродвигателем, позволяют значительно экономить на ремонте и замене изношенных частей, тормозных колодок, расходных материалов и технических жидкостей, не говоря уже о топливной экономии. Со временем стоимость таких автомобилей становится более доступной, а запас хода и оперативность зарядки батарей неуклонно растут. Главная проблема – малое количество зарядных станций.
Автобусы на газу значительно улучшают экологическую обстановку, а также минимизируют дефицит обычных видов топлива. Метан является самым оптимальным топливом для использования его в общественном транспорте. Данный природный газ отличается низкой стоимостью и является самым безопасным топливом, поскольку он нетоксичен, не имеет запаха и экологически безвреден. Единственный недостаток заключается в габаритных баллонах, но современные модели автобусов на СПГ топливе создаются с учетом всех технических и эксплуатационных особенностей.
Во всем мире гибридные автомобили и экоавтобусы на водородном топливе становятся более востребованными.
Основные преимущества такого транспорта:
С 2018 года в Европе замечен ускоренный темп электрификации городского транспорта для пассажирских перевозок, в то время как доля ТС с дизельными двигателями неуклонно сокращается. Примечательно, что количество средних и тяжелых грузовиков с бензиновыми агрегатами составляет всего 0,1% от их общего числа. Также в разных европейских странах увеличивается количество гибридных электробусов и газовых автобусов на метане.
В США активно развивается и поддерживается на государственном уровне V2G-технология, которая позволяет создавать динамические системы хранения электроэнергии. В Японии в 2020 году был представлен инновационный автобус на водородных топливных элементах. Ранее Toyota отличилась созданием достойного водородного гибридного автомобиля Mirai. В Китае уже запущены маршруты с автобусами на водородном топливе, а также первый в мире гибридный локомотив на водородных топливных элементах.
Несмотря на то, что спрос на электромобили в РФ растет очень активно, президент отметил преимущество газомоторного топлива перед ТС с электродвигателями. В настоящее время в России зафиксировано около 30 автопарков с автобусами на природном газе. Судя по планам Минтранса, количество таких парков с транспортиром данного класса будет расти.
В РФ устойчивый спрос на газомоторную технику обусловлен федеральной программой перевода муниципального транспорта на газовое топливо, существенными дотациями на приобретение таких ТС, а также активным расширением сети газозаправочных станций. Именно поэтому последние 5 лет велись активные разработки автобусов, работающих на газе,следующими отечественными производителями:
В конце 2020 года автопарк Челябинска пополнили 29 новейших низкопольных автобусов с прогрессивной газовой установкой для осуществления пассажирских перевозок. В первой половине 2021 года автобусы на сжиженном природном газе проходят активные испытания в Санкт-Петербурге. Газобаллонное оборудование, установленное на заводе, избавляет собственников от дополнительных затрат и переоборудования транспортных средств.
В 2021 году действует 2 типа субсидий на метан:
Рынок современной и надежной газомоторной техники для организации городских или междугородних перевозок пассажиров представлен разными моделями:
В настоящее время «КАМАЗ» активно занимается созданием серийных грузовиков и автобусов на водородных топливных элементах. Такая техника позволит совершить настоящий прорыв в области совершенствования грузоперевозок, улучшения здоровья сограждан, а также защиты окружающей среды. До премьеры инновационного транспорта, судя по последним новостям, остался всего один год!