Каждый водитель знает, как важно проверять транспортное средство, осуществляющее перевозку пассажиров, перед каждым рейсом. Предрейсовый контроль, служащий залогом безопасности пассажиров и других участников дорожного движения, а также сохранности перевозимых грузов, поможет вовремя обнаружить неисправности важных систем и узлов.
Только транспортные средства, соответствующие предусмотренным требованиям безопасности дорожного движения и техническим нормам, могут совершать рейсы, выходить на линии или маршруты. В целях совершенствования контроля технического состояния автобусов и грузовых автомобилей нормативные документы и правовые акты периодически дополняются и изменяются.
Каждый специалист, осуществляющий осмотр, несет личную ответственность о своем решении. Следует понимать, что отсутствие отметки в путевом листе или невыполнение техосмотра влечет за собой серьезные штрафные санкции.
Процедура осмотра проводится в случаях, если длительность запланированного рейса больше или равна длительности рабочего дня. Основные узлы, агрегаты и системы транспорта, использующегося в коммерческих целях, подвергаются интенсивным нагрузкам. Это, в свою очередь, приводит к быстрому износу деталей, что отрицательно сказывается на управляемости автомобилем.
В ходе проверки автобуса осуществляется осмотр транспортного средства на наличие визуальных повреждений, на наличие водительского комплекта (огнетушителя, аптечки, троса для буксирования, домкрата, знака аварийной остановки), а также на функционирование основных узлов, систем и механизмов. Проверяющий должен устранить мелкие неисправности, если таковые будут обнаружены.
Предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства подразумевает проверку:
Если ТС имеет особые конструктивные особенности (троллейбусы), необходимо проверить все агрегаты и системы, оказывающие влияние на безопасность движения. Следует обратить внимание на то, что за установку ГБО без регистрации или увеличение бортов грузового автомобиля предусмотрены штрафы.
Специалисты, осуществляющие технический предрейсовый контроль, в обязательном порядке должны соответствовать установленным требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Как минимум, контролер должен иметь среднее образование, уметь оформлять необходимую документацию, а также обладать знанием технических особенностей различных ТС и знанием правил противопожарной безопасности.
Контролером может быть сотрудник субъекта транспортной деятельности, специалист сторонней организации, привлекаемый для такой задачи, или индивидуальный предприниматель, прошедший профессиональную подготовку, которая позволяет проводить проверку самостоятельно. Для более крупных организаций рекомендуется нанять в штат механика, поскольку технический осмотр автобуса должен проводиться на месте его стоянки.
Если же осуществление контроля доверят специализированной организации, в обязательном порядке стороны должны заключить договор оказания услуг осмотра ТС. Такой договор должен включать в себя определенные поля:
К договору о предрейсовом осмотре автобуса составляется приложение, в котором необходимо указать сведения о ТС и его водителе/водителях.
Результаты проверки попадают в путевой лист и специальный журнал регистрации (бумажный или электронный), который с 2022 года заполняется контролером. В журнал попадают такие данные, как ФИО контролера, наименование марки и модели автобуса, сведения о пробеге (показания одометра), дата и время процедуры, регистрационный номер ТС. Также необходима отметка «Выпуск на линию разрешен», закрепленная подписью проверяющего лица. Подпись водителя в журнале больше не требуется.
За отсутствие отметки предусмотрены денежные штрафы:
Порядок проведения предсменного и предрейсового технического контроля с сентября 2021 года регламентируется новым нормативным документом, представленным правительством РФ. Теперь нет необходимости заверять сведения в электронном журнале при помощи КЭП (квалифицированная электронная подпись), также нет нужды шнуровать и нумеровать страницы бумажного журнала.
Теперь проверять состояние автобуса можно в любой промежуток времени, который ограничен лишь временем въезда ТС на парковку и окончанием рабочей смены, вплоть до следующего выезда. Кроме того, с 1 марта непосредственное участие в проведении процедуры проверки должен принимать сотрудник Госавтоинспекции, а также окончательное решение о допуске ТС к эксплуатации.
Это все нововведения Минтранса в порядок предрейсового контроля автобусов в 2021 году. Ознакомиться с проектом соответствующего приказа Минтранса можно на портале проектов нормативно-правовых актов.
С целью автоматизации процессов контроля сторонние организации разрабатывают специальные списки пунктов, так называемые чек-листы проверки автобусов (ежедневный и предрейсовый). Например, листы для ежедневной проверки ТС на предмет работоспособности, чистоты, укомплектованности, а также пригодности для перевозки людей могут использовать водители автобусов или владельцы автопарка. В чек-листе фиксируется обнаружение всех дефектов и неисправностей.
Полная версия листа для предрейсовой проверки имеет 78 пунктов в отличие от формы для ежедневного осмотра автобуса. Владелец автопарка может настроить оценку технического состояния ТС в индивидуальном режиме по отдельным пунктам. Существует возможность прикладывать к чек-листам фотоматериалы, аудиозаписи и/или комментарии. На базе такой документации можно создать электронный отчет для предоставления руководителю.