С технической точки зрения, устройство практически любого автобуса больше всего напоминает устройство грузовиков, у которых вместо кузова установлен пассажирский салон. Кроме того, система управления ПАЗ во многом схожа с аналогичными системами грузовых автомобилей разных марок. Однако пассажирский автотранспорт имеет целый ряд особенностей управления, с которыми знаком любой опытный водитель.
Среди основных органов управления можно выделить:
На современных моделях рулевое управление автобуса ПАЗ отличается эффективностью и удобством благодаря интегрированному механизму ZF Friedrichshafen AG или аналогичному механизму рулевого управления для ПАЗ от BOSCH. Продуманная эргономика и понятная панель приборов позволяет водителю оперативно реагировать на разные дорожные ситуации и уверенно управлять транспортным средством. Сиденье имеет рычаг для продольного перемещения и ручку для регулировки положения спинки.
Перед запуском ДВС необходимо убедиться в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. Благодаря электростартерной системе двигатель запускается даже при относительно низких температурах.
Перед вождением ПАЗ следует ознакомиться с особенностями его запуска. При запуске теплого двигателя не рекомендуется использовать рукояткой тяги воздушной заслонки карбюратора. При запуске горячей силовой установки рекомендуется осуществить продувку цилиндров. Запуская холодный двигатель необходимо совершить подкачку топлива в карбюратор. Перед зимой необходимо проверить состояние АКБ, свечей зажигания и распределителя.
Прогрев силового узла должен осуществляться поэтапно:
Модели, оснащенные инжекторными силовыми узлами, не требуют от водителя ручной подстройки при эксплуатации. Например, такой орган управления ПАЗ Вектор меньше подвержен коксованию, отличаются топливной экономичностью и оперативным запуском, а также стабильной работой при любых погодных условиях.
Помимо двигателя, одним из важнейших органов управления автобусом ПАЗ является коробка переключения передач. Существует несколько разновидностей данных узлов, которые устанавливаются на разные модели автобусов, произведенных на Павловском заводе. Как правило, это пятиступенчатые ZF S5-42 и СААЗ 3206, а также 4-ступенчатая или пятипозиционная коробка, производства ГАЗ.
Во избежание износа синхронизаторов, рекомендуется переключать передачи при максимально разъединенном сцеплении. Эксплуатация непрогретой КПП потребует большего усилия для переключения передач. Опытные водители при загруженном пассажирском автотранспорте начинают движение со второй передачи, хотя в руководстве указано, что в таком случае происходит износ фрикционных накладок диска сцепления.
Вождение автобуса ПАЗ, как и вождение любого другого транспортного средства, требует определенных знаний и навыков. К примеру, не следует во время езды держать ногу на педали сцепления, поскольку это приводит к пробуксовке ведомого диска и износу выжимного подшипника. На спусках запрещается выключать ДВС, чтобы не потерять управление автобусом ПАЗ.
Кроме того, важно следить за исправной работой системы ABS, поскольку при ее неисправности настоятельно не рекомендуется тормозить резко. Необходимо использовать стояночный тормоз при кратковременных остановках автобуса во время подъема или же спуска.
В зависимости от модификации, длина кузова варьируется от 7000 до 8800 миллиметров, ширина от 2410 до 2500 миллиметров, а высота от 2880 до 3380 мм. Тип кузова бывает двух видов: несущий и полунесущий (компоновка вагонная). Чтобы не стать участником ДТП водителю необходимо проверять в окно водительской двери, нет ли транспортного средства слева, поскольку это, как правило, самая опасная слепая зона. Кроме того, следует учитывать отсутствие зеркала заднего вида.
В управлении ПАЗ важнейшую роль играет эффективное торможение. Современные модели, как правило, используют двухконтурную пневмогидравлическую тормозную систему. Примечательно, что при выходе одного из контуров, водитель все равно способен остановить автобус. Безопасная работа обусловлена наличием противозамерзателя и влагомаслоотделителя. На панели управления ПАЗ находится двухстрелочный манометр, сообщающий информацию о давлении воздуха в системе.
Знание основ устройства и управления ПАЗ можно быстро сориентироваться в разнообразных ситуациях на дороге, избежав нежелательных последствий.