Ваш ближайший город - Ярославль?
От выбранного города зависят цены, наличие товара и способы доставки
Автобусы в наличии Грузовики в наличии: ГАЗ, КАМАЗ, Спецтехника: КАМАЗ, ГАЗ, HYUNDAI, ISUZU

Предрейсовый осмотр технического состояния автобусов

Опубликована24 ноября 2021

 

Содержание статьи:

  1. Порядок предрейсового контроля
  2. Кто может проводить осмотр
  3. Нововведения в законодательстве
  4. Чек-лист
Предрейсовый контроль ТС
 

Каждый водитель знает, как важно проверять транспортное средство, осуществляющее перевозку пассажиров, перед каждым рейсом. Предрейсовый контроль, служащий залогом безопасности пассажиров и других участников дорожного движения, а также сохранности перевозимых грузов, поможет вовремя обнаружить неисправности важных систем и узлов.

Правительство РФ регулирует процедуру проверки автобусов на законодательном уровне (Федеральный закон №196 от 10 декабря 1995 года, а также приказ Министерства транспорта РФ №296, от 8 августа 2018 года). Согласно данным актам процедура проверки является обязательной для каждого юридического лица или ИП, если таковые осуществляют пассажирские перевозки или грузоперевозки.

Только транспортные средства, соответствующие предусмотренным требованиям безопасности дорожного движения и техническим нормам, могут совершать рейсы, выходить на линии или маршруты. В целях совершенствования контроля технического состояния автобусов и грузовых автомобилей нормативные документы и правовые акты периодически дополняются и изменяются.

Каждый специалист, осуществляющий осмотр, несет личную ответственность о своем решении. Следует понимать, что отсутствие отметки в путевом листе или невыполнение техосмотра влечет за собой серьезные штрафные санкции.

Порядок предрейсового контроля

Процедура осмотра проводится в случаях, если длительность запланированного рейса больше или равна длительности рабочего дня. Основные узлы, агрегаты и системы транспорта, использующегося в коммерческих целях, подвергаются интенсивным нагрузкам. Это, в свою очередь, приводит к быстрому износу деталей, что отрицательно сказывается на управляемости автомобилем.

В ходе проверки автобуса осуществляется осмотр транспортного средства на наличие визуальных повреждений, на наличие водительского комплекта (огнетушителя, аптечки, троса для буксирования, домкрата, знака аварийной остановки), а также на функционирование основных узлов, систем и механизмов. Проверяющий должен устранить мелкие неисправности, если таковые будут обнаружены.

Проведение технического контроля ТС

Предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства подразумевает проверку:

  • ДВС, АКБ, системы ABS и ESC
  • индикации на приборной панели, свидетельствующей о наличии неисправностей
  • тормозной системы, шин и колес
  • звуковых сигналов, светоотражателей и внешних световых приборов
  • уровня масла в системе, рулевого управления
  • ремней безопасности, внутреннего освещения и отопителя салона
  • зеркал, стекол обзора, кондиционера, вентиляции, стеклоочистительных приборов
  • тахографа, системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а также оборудования для мониторинга и прочих элементов

Если ТС имеет особые конструктивные особенности (троллейбусы), необходимо проверить все агрегаты и системы, оказывающие влияние на безопасность движения. Следует обратить внимание на то, что за установку ГБО без регистрации или увеличение бортов грузового автомобиля предусмотрены штрафы.

Кто может проводить осмотр

Специалисты, осуществляющие технический предрейсовый контроль, в обязательном порядке должны соответствовать установленным требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Как минимум, контролер должен иметь среднее образование, уметь оформлять необходимую документацию, а также обладать знанием технических особенностей различных ТС и знанием правил противопожарной безопасности.

Контролером может быть сотрудник субъекта транспортной деятельности, специалист сторонней организации, привлекаемый для такой задачи, или индивидуальный предприниматель, прошедший профессиональную подготовку, которая позволяет проводить проверку самостоятельно. Для более крупных организаций рекомендуется нанять в штат механика, поскольку технический осмотр автобуса должен проводиться на месте его стоянки.

технический предрейсовый контроль ТС

Если же осуществление контроля доверят специализированной организации, в обязательном порядке стороны должны заключить договор оказания услуг осмотра ТС. Такой договор должен включать в себя определенные поля:

  • сроки оказания услуг
  • данные исполнителя и заказчика (названия организаций и ФИО руководителей)
  • стоимость данных услуг, а также порядок их оплаты
  • место осмотра автобуса (стоянка/парковка)
  • реквизиты и ответственность сторон, а также права и обязанности
  • порядок рассмотрения споров
  • подписи и печати

К договору о предрейсовом осмотре автобуса составляется приложение, в котором необходимо указать сведения о ТС и его водителе/водителях.

Результаты проверки попадают в путевой лист и специальный журнал регистрации (бумажный или электронный), который с 2022 года заполняется контролером. В журнал попадают такие данные, как ФИО контролера, наименование марки и модели автобуса, сведения о пробеге (показания одометра), дата и время процедуры, регистрационный номер ТС. Также необходима отметка «Выпуск на линию разрешен», закрепленная подписью проверяющего лица. Подпись водителя в журнале больше не требуется.

За отсутствие отметки предусмотрены денежные штрафы:

  • 3000 руб. на граждан, непосредственно управляющих транспортом
  • 5000 руб. на контролера
  • 30000 руб. на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо

Нововведения в законодательстве

Порядок проведения предсменного и предрейсового технического контроля с сентября 2021 года регламентируется новым нормативным документом, представленным правительством РФ. Теперь нет необходимости заверять сведения в электронном журнале при помощи КЭП (квалифицированная электронная подпись), также нет нужды шнуровать и нумеровать страницы бумажного журнала.

Теперь проверять состояние автобуса можно в любой промежуток времени, который ограничен лишь временем въезда ТС на парковку и окончанием рабочей смены, вплоть до следующего выезда. Кроме того, с 1 марта непосредственное участие в проведении процедуры проверки должен принимать сотрудник Госавтоинспекции, а также окончательное решение о допуске ТС к эксплуатации.

Это все нововведения Минтранса в порядок предрейсового контроля автобусов в 2021 году. Ознакомиться с проектом соответствующего приказа Минтранса можно на портале проектов нормативно-правовых актов.

технический контроль ТС

Чек-лист

С целью автоматизации процессов контроля сторонние организации разрабатывают специальные списки пунктов, так называемые чек-листы проверки автобусов (ежедневный и предрейсовый). Например, листы для ежедневной проверки ТС на предмет работоспособности, чистоты, укомплектованности, а также пригодности для перевозки людей могут использовать водители автобусов или владельцы автопарка. В чек-листе фиксируется обнаружение всех дефектов и неисправностей.

Полная версия листа для предрейсовой проверки имеет 78 пунктов в отличие от формы для ежедневного осмотра автобуса. Владелец автопарка может настроить оценку технического состояния ТС в индивидуальном режиме по отдельным пунктам. Существует возможность прикладывать к чек-листам фотоматериалы, аудиозаписи и/или комментарии. На базе такой документации можно создать электронный отчет для предоставления руководителю.

Назад к списку
Подписка на новости компании ЯрКамп
Какие новости Вы бы хотели получать?
 
Я ознакомлен (-ена) с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением, принимаю их условия и согласен с обработкой моих персональных данных ООО «ЯрКамп».