Содержание статьи:
Рефрижератор (реф, холодильник) — это тип полуприцепа, который создан для перевозки различных грузов, требующих соблюдения температурных режимов. От изотермических фургонов рефрижераторы отличаются наличием установки, понижающей температуру воздуха внутри изотермического прицепа. Благодаря холодильному оборудованию, в таком полуприцепе можно поддерживать температуру от +12 до -35 градусов. Поэтому подобную технику можно использовать для транспортировки продуктов питания, фармакологических препаратов, растений и т.п.
Устройство полуприцепа-рефрижератора состоит из трех основных составных частей:
Женевским соглашением от 01.09.1970 были введены стандарты для перевозки скоропортящейся продукции и разработаны нормы и требования для автомобилей, предназначенных для транспортировки этой продукции. Для рефрижераторов были введены стандарты АТР, по которым всем полуприцепам присваивают маркировку:
Первые три маркировки означают усиленную теплоизоляцию и соответствует классам А, В и С. Последняя — классу А, но с нормальной теплоизоляцией.
Все виды рефрижераторов полуприцепов работают по одному и тому же принципу, который напоминает работу обычного холодильника. Компрессор в холодильной установке сжимает газ — хладагент. При его сжатии температура увеличивается. Затем он поступает в радиатор-испаритель. В нем хладагент расширяется, быстро теряя температуру, охлаждает испаритель и возвращается в накопитель перед компрессором для повторения цикла. Вентилятор прогоняет воздух, находящийся внутри теплоизолированного прицепа. Так, воздух охлаждается, понижая температуру внутри рефрижератора.
Главным преимуществом таких полуприцепов, в сравнении с обычными изотермическими, считается возможность перевозки скоропортящихся продуктов и товаров на большие расстояния. Это позволяет бизнесу разместить точки продаж таких продуктов гораздо дальше от производства.
Чтобы лучше разобраться в типах рефрижераторов, рассмотрим их более детально.
Виды конструкции. В зависимости от наличия и расположения отсеков внутри прицепа, а также условий, создаваемых в этих отсеках, выделяют рефрижераторы:
Холодильное оборудование. Различается по категориям. Чем выше категория, тем большую степень заморозки обеспечивает установка и тем быстрее происходит понижение температуры.
Существуют холодильники с автономным двигателем для компрессора, способным длительное время поддерживать температурный режим. Другой вариант — установки с резервной электрической системой, работающие даже в случае неисправности или отключения основной. Второй вариант стоит дороже, но гарантирует сохранность грузов даже в самых непредвиденных случаях.
Стенки и теплоизоляция. От качества теплоизоляционного слоя и его толщины зависит, как часто будет срабатывать компрессор холодильной установки. Чем толще изоляционный слой и плотнее соединения наружных стенок, тем лучше сохраняется холод внутри, а значит, и компрессор будет включаться реже. Однако большая толщина изоляции снижает полезный внутренний объем, поэтому прицепы с высоким классом холодильного оборудования не такие вместительные, как обычные.
Температура. Температурные условия внутри рефрижераторов зависят от класса холодильного оборудования и качества теплоизоляции. Лучшие полуприцепы могут обеспечить поддержание температуры около -30 градусов. Но этот параметр также связан и с температурой воздуха на улице: чем жарче на улице, тем сложнее холодильнику работать.
Обшивка. Внутреннюю обшивку изготавливают из алюминиевых или пластиковых панелей, покрытых фольгированным слоем. Толщина этих панелей влияет на их износостойкость. Чем она больше, тем лучше будет сохраняться слой теплоизоляции под ними и меньше вероятность повреждения обшивки.
Пол. Этот элемент рефрижератора очень важен, так как совмещает функции грузовой платформы и теплоизоляции. В обычных тентованных полуприцепах грузовая платформа предназначена для равномерного распределения веса груза на раму. Здесь все ясно: чем больше усиливающих поперечин, тем лучше. Но для рефрижераторов каждый силовой элемент крепления платформы к раме — это потенциальный мостик холода, приводящий к дополнительной теплопотере. Поэтому пол в таких прицепах — это сложная многослойная конструкция. От качества ее изготовления зависит грузоподъемность и длительность поддержания температурных режимов.
Шасси. Тип шасси влияет на грузоподъемность и вместимость прицепа. А также его долговечность, ведь именно колеса полуприцепа и его подвеска принимают на себя весь вес груза. При этом чем ниже высота шасси и профиля используемых колес, тем больше высота полуприцепа-рефрижератора.
Габариты. Размеры полуприцепа-рефрижератора сравнимы со стандартными размерами контейнеровозов. Их обычная ширина — 2,5 м. Самые популярные типы прицепов по длине — 20 футов, 40 футов или 45 футов.
Грузоподъемность. Делится на три группы:
Чтобы сделать правильный выбор рефрижератора, нужно проанализировать:
Понимая какие задачи стоят перед перевозчиком, можно подобрать необходимую технику с подходящими параметрами и по приемлемой цене. Например, если нужно перевозить большой объем замороженной продукции, то лучше выбирать полуприцеп с максимальной грузоподъемностью и высоким классом усиленной теплоизоляции.