Тормозная система для любого автомобиля — основной элемент, обеспечивающий безопасность во время движения. От эффективности тормозов зависит, как быстро машина будет отзываться на действия водителя, если на дороге возникла опасность, нужно остановиться или снизить скорость.
Для грузовых автомобилей это особенно актуально, поскольку они предназначены для перевозки различных грузов, и их максимальная масса может достигать нескольких десятков тонн. Чтобы замедлить такой вес, необходимо применение мощных и надежных тормозных механизмов.
При одинаковом принципе работы тормозных систем легковых и грузовых автомобилей они существенно отличаются по устройству. Связано это, прежде всего с тем, что масса грузовика гораздо больше, чем у легковушки. Кроме того, на устройство и сложность тормозной системы влияет количество осей и предназначение машины. Например, тормоза седельного тягача связаны с тормозами полуприцепа, который он тянет. При этом процесс объединения механизмов очень прост и не требует много времени или специальных инструментов.
В легковых автомобилях нажатие на педаль тормоза приводит в действие ГТЦ — главный тормозной цилиндр. ГТЦ преобразует механическую работу педали в давление жидкости в тормозных магистралях. Оно через цилиндры в суппортах заставляет колодки двигаться, и машина начинает замедляться. Так, педаль тормоза связана напрямую с исполнительными механизмами. Это простое устройство имеет недостаток — с увеличением массы машины значительно растет и усилие на педали. До определенного момента это компенсируется вакуумным усилителем тормозов. Но для многотонного грузовика такое решение не подходит.
Принцип работы тормозной системы грузового автомобиля связан со сжатым воздухом. Поэтому их называют пневматическими. Воздух оказывает давление на исполнительные цилиндры, а они механически приводят в движение колодки, прижимая их к тормозным барабанам. Но как в этом случае эти механизмы связаны с педалью? Чтобы это понять, нужно разобраться, из чего состоят тормозные системы грузовых машин.
Поскольку при длительной стоянке или в случае неисправностей возможно снижение давления в узлах, тормоза грузового автомобиля разделены на четыре системы, которые работают отдельно друг от друга:
Разберемся, как работает каждая система тормозов.
Основная тормозная система. Пневматическая тормозная система состоит из нескольких частей:
Устройство пневматической тормозной системы грузового автомобиля не позволяет организовать прямую связь между исполнительными механизмами и педалью тормоза. Из-за этого теряется информативность. Однако, это не так важно, когда речь идет о необходимости развивать очень большое усилие, с чем отлично справляются пневматические тормоза.
На первый взгляд тормозная система грузовых авто очень сложная, но в действительности это не так. Принцип ее работы можно описать так:
По такому принципу работает основная тормозная система грузовика, которая необходима во время движения. Она надежна и неприхотлива. Достаточно следить за состоянием исполнительных механизмов, вовремя проводить диагностику и не допускать выхода из строя основных узлов.
Стояночная и аварийная системы. Работают за счет энергоаккумуляторов, то есть механически, независимо от работы компрессора. Их используют, например, если во время движения заглохнет мотор или произойдет повреждение воздушной магистрали. Как только в них падает давление, мощная пружина, сжимаемая ранее через мембрану воздухом, распрямляется и приводит в движение тормозные колодки.
То же самое происходит на стоянке. От скатывания автомобиль спасают те же энергоаккумуляторы, удерживающие колодки прижатыми к барабанам, пока ресиверы не будут заполнены воздухом, и водитель не снимет рычаг стояночного тормоза.
Вспомогательная система (ретардер, горный тормоз). Как правило, ретардер не связан с колодками или пневмосистемой. Он бывает двух типов:
Ретардер встречается не на всех грузовиках. Но его наличие — это значительное преимущество.
При выборе грузовой машины стоит уделить внимание устройству ее тормозной системы. Это залог безопасности водителя и других участников движения. Нужно помнить, что помимо основной тормозной системы, не менее важны стояночная и аварийная. Плюсом станет и наличие горного тормоза-замедлителя. Компания «ЯрКамп» сотрудничает только с проверенными поставщиками, которые заботятся о безопасности покупателей и гарантируют уверенность на дороге.