Ваш ближайший город - Ярославль?
От выбранного города зависят цены, наличие товара и способы доставки
Автобусы в наличии Грузовики в наличии: ГАЗ, КАМАЗ, Спецтехника: КАМАЗ, ГАЗ, HYUNDAI, ISUZU

Тормозная система грузового автомобиля: устройство и принцип работы

Опубликована04 сентября 2023

 

Содержание статьи:

  1. Тормозная система грузового и легкового автомобиля: в чем разница
  2. Как работает тормозная система грузовика
фото тягача КАМАЗ 65656 6х4
 

 

Тормозная система для любого автомобиля — основной элемент, обеспечивающий безопасность во время движения. От эффективности тормозов зависит, как быстро машина будет отзываться на действия водителя, если на дороге возникла опасность, нужно остановиться или снизить скорость.

Для грузовых автомобилей это особенно актуально, поскольку они предназначены для перевозки различных грузов, и их максимальная масса может достигать нескольких десятков тонн. Чтобы замедлить такой вес, необходимо применение мощных и надежных тормозных механизмов.

фото промтоварного фургона на базе Hyundai Mighty EX8

Тормозная система грузового и легкового автомобиля: в чем разница

При одинаковом принципе работы тормозных систем легковых и грузовых автомобилей они существенно отличаются по устройству. Связано это, прежде всего с тем, что масса грузовика гораздо больше, чем у легковушки. Кроме того, на устройство и сложность тормозной системы влияет количество осей и предназначение машины. Например, тормоза седельного тягача связаны с тормозами полуприцепа, который он тянет. При этом процесс объединения механизмов очень прост и не требует много времени или специальных инструментов.

В легковых автомобилях нажатие на педаль тормоза приводит в действие ГТЦ — главный тормозной цилиндр. ГТЦ преобразует механическую работу педали в давление жидкости в тормозных магистралях. Оно через цилиндры в суппортах заставляет колодки двигаться, и машина начинает замедляться. Так, педаль тормоза связана напрямую с исполнительными механизмами. Это простое устройство имеет недостаток — с увеличением массы машины значительно растет и усилие на педали. До определенного момента это компенсируется вакуумным усилителем тормозов. Но для многотонного грузовика такое решение не подходит.

Принцип работы тормозной системы грузового автомобиля связан со сжатым воздухом. Поэтому их называют пневматическими. Воздух оказывает давление на исполнительные цилиндры, а они механически приводят в движение колодки, прижимая их к тормозным барабанам. Но как в этом случае эти механизмы связаны с педалью? Чтобы это понять, нужно разобраться, из чего состоят тормозные системы грузовых машин.

фото тягача КАМАЗ 54901

Как работает тормозная система грузовика

Поскольку при длительной стоянке или в случае неисправностей возможно снижение давления в узлах, тормоза грузового автомобиля разделены на четыре системы, которые работают отдельно друг от друга:

  1. Основная, или рабочая.
  2. Стояночная. Используется при длительной стоянке, как ручной тормоз на легковой машине.
  3. Аварийная. Начинает работать во время движения при снижении давления в основной системе.
  4. Вспомогательная. Необходима при движении на затяжных спусках, поэтому ее часто называют горным тормозом или ретардером.

Разберемся, как работает каждая система тормозов.

Основная тормозная система. Пневматическая тормозная система состоит из нескольких частей:

  • Компрессор. Это специальный насос, нагнетающий воздух и поддерживающий его давление в системе.
  • Ресиверы. Их, как правило, несколько, на каждый контур. В них накапливается запас воздуха, нагнетаемого компрессором, который расходуется на тормозные камеры.
  • Тормозные камеры. Цилиндры, преобразующие давление воздуха в механическую работу. Именно они прижимают колодки к барабану, обеспечивая торможение.
  • Энергоаккумуляторы. Пневмомеханические устройства, запасающие энергию на случай падения давления в ресивере. Обеспечивают работу тормозов в случае неисправностей пневмосистемы или при заглушенном двигателе, например, во время стоянки. Являются частью аварийной тормозной системы, зачастую объединены с камерами в один корпус.
  • Ножной тормозной кран. Клапан, связанный с педалью. Позволяет контролировать подачу давления на тормозные камеры.

Устройство пневматической тормозной системы грузового автомобиля не позволяет организовать прямую связь между исполнительными механизмами и педалью тормоза. Из-за этого теряется информативность. Однако, это не так важно, когда речь идет о необходимости развивать очень большое усилие, с чем отлично справляются пневматические тормоза.

На первый взгляд тормозная система грузовых авто очень сложная, но в действительности это не так. Принцип ее работы можно описать так:

  1. При запуске двигателя начинает работать компрессор, нагнетает сжатый воздух в ресиверы тормозных контуров.
  2. При повышении давления больше расчетного значения срабатывает сбросной клапан. Благодаря ему, давление в системе держится в определенных пределах, даже если воздух не расходуется тормозами.
  3. Нажатие на педаль тормоза открывает клапан, разделяющий ресиверы и магистрали. Воздух устремляется в трубки магистралей и уходит в тормозные камеры.
  4. Цилиндры тормозных камер преобразуют давление воздуха в механическую работу и приводят в движение колодки, прижимая их к барабанам.
  5. При отпускании педали клапан закрывается, перекрывая ресиверы. Воздух из тормозных камер через магистрали стравливается, и колодки разжимаются.

По такому принципу работает основная тормозная система грузовика, которая необходима во время движения. Она надежна и неприхотлива. Достаточно следить за состоянием исполнительных механизмов, вовремя проводить диагностику и не допускать выхода из строя основных узлов.

фото бортового грузовика Hyundai Mighty EX8

Стояночная и аварийная системы. Работают за счет энергоаккумуляторов, то есть механически, независимо от работы компрессора. Их используют, например, если во время движения заглохнет мотор или произойдет повреждение воздушной магистрали. Как только в них падает давление, мощная пружина, сжимаемая ранее через мембрану воздухом, распрямляется и приводит в движение тормозные колодки.

То же самое происходит на стоянке. От скатывания автомобиль спасают те же энергоаккумуляторы, удерживающие колодки прижатыми к барабанам, пока ресиверы не будут заполнены воздухом, и водитель не снимет рычаг стояночного тормоза.

Вспомогательная система (ретардер, горный тормоз). Как правило, ретардер не связан с колодками или пневмосистемой. Он бывает двух типов:

  • Компрессионный. Изготовлен в виде заслонки на выпускном тракте, которая повышает эффективность торможения двигателем.
  • Трансмиссионный. Гидравлическое или электромеханическое устройство, устанавливаемое на первичный или вторичный вал коробки передач. Замедляет вращение КПП, останавливая автомобиль.

Ретардер встречается не на всех грузовиках. Но его наличие — это значительное преимущество.

При выборе грузовой машины стоит уделить внимание устройству ее тормозной системы. Это залог безопасности водителя и других участников движения. Нужно помнить, что помимо основной тормозной системы, не менее важны стояночная и аварийная. Плюсом станет и наличие горного тормоза-замедлителя. Компания «ЯрКамп» сотрудничает только с проверенными поставщиками, которые заботятся о безопасности покупателей и гарантируют уверенность на дороге.

Назад к списку
Подписка на новости компании ЯрКамп
Какие новости Вы бы хотели получать?
 
Я ознакомлен (-ена) с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением, принимаю их условия и согласен с обработкой моих персональных данных ООО «ЯрКамп».