Ваш ближайший город - Ярославль?
От выбранного города зависят цены, наличие товара и способы доставки
Автобусы в наличии Грузовики в наличии: ГАЗ, КАМАЗ, Спецтехника: КАМАЗ, ГАЗ, HYUNDAI, ISUZU

Новые правила перевозки детей автобусами в 2021 году

Опубликована22 мая 2021

 

Содержание статьи:

  1. Возраст и оснащение автобусов
  2. Документальное оформление
  3. Изменение списка пассажиров
  4. Минимальный стаж водителя
  5. Нумерация транспортных средств
  6. Размещение детей в гостинице
  7. Присутствие медицинского работника
  8. Уведомление органа ГИБДД
  9. Количество сопровождающих
  10. Наличие продуктов питания
  11. Замена транспортного средства
Новый регламент перевозки детей автобусами в 2021 году
 

1 января 2021 года вступило в силу множество поправок к действующему законодательству, в том числе – новые Правила организованной перевозки группы детей автобусами. Они утверждены постановлением Правительства РФ № 1527 еще 23 августа 2020 года и заменили собой предыдущий документ, применявшийся с 1 января 2015 года. Указанный подзаконный акт определяет, что действие нового регламента истечет 1 января 2027 года. Таким образом, правила меняются каждые шесть лет, чтобы оставаться максимально актуальными и отражать реальные возможности обеспечения необходимого уровня безопасности несовершеннолетних.

Новый регламент достаточно короткий, состоит всего из 23 пунктов и содержит отсылки к «Уставу автомобильного и городского электрического наземного транспорта» (федеральный закон), Правилам дорожного движения и федеральному закону «Об основах охраны здоровья». В основе документа лежат те же принципы и подходы, что и в предыдущих нормативах, но в целом новые правила перевозки детей проще, короче и лаконичнее предыдущего регламента, истекшего к 2021 году.

Некоторые прежние требования отменены или заметно смягчены, но в ряде случаев изменения сводились к тому, что из Правил убрали положения, и так прописанные в других регламентах более широкого применения, например, Правилах дорожного движения. Новый регламент распространяется на перевозки детей школьными автобусами внутри городской черты, в пригородной зоне и по межгороду. Рассмотрим основные изменения (напомним, что они уже действуют на территории РФ).

Возраст и оснащение автобусов

Ранее для перевозок детей подходили школьные автобусы не старее 10 лет, оснащенные тахографом и отечественной системой спутниковой навигации (обязательная система – ГЛОНАСС, дополнительно можно установить также американскую GPS), но с 2021 года все эти требования отменены. Норма о возрасте транспортных средств, по сути, так никогда и не действовала, постоянно откладываясь. Оборудование автобусов тахографами и так прописано в специальном приказе Министерства транспорта РФ для обеспечения режима труда и отдыха водителей. Единственная норма, оставшаяся в новом постановлении Правительства – наличие в транспортном средстве ремней безопасности, что также дублирует общее положение ПДД.

Документальное оформление

Все, кто работает с детьми, знают, каким количеством документов оформлена их деятельность. Ранее правила перевозки группы детей предписывали водителю (именно водителю, а не лицу, сопровождающему несовершеннолетних) иметь шесть различных бумаг – списков, маршрутов, договоров, а с 2021 года в автобусе во время поездки нужны только два документа:

  • договор фрахтования (если это не штатный школьный автобус, а транспортное средство сторонней организации, нанятое для осуществления конкретной поездки); фрахтование (фрахт) – это аренда транспорта, при которой экипаж предоставляет арендодатель;
  • маршрутного листа, составленного в свободной форме и содержащего наименования пункта отправления, пункта назначения, промежуточных остановок, посадок и высадок, а также при межгороде – остановок для сна, короткого отдыха, питания по дороге.
Важно: теперь нужен только оригинал договора, а не его копия, как было ранее. Из списка необходимых документов исключены сведения о водителе, порядок посадки в транспортное средство, перечень продуктов питания, находящихся в автобусе.

При этом новый регламент сохраняет требование о наличии списка перевозимых лиц – не только несовершеннолетних, но и всех, кто находится в автобусе во время поездки, кроме экипажа. Однако теперь этот документ должен быть не у водителя, а у лица, ответственного за детей. Как правило, это педагогический работник образовательного или иного детского учреждения. Изменение очень полезное с учетом того, что состав группы может меняться.

У ответственного, а не у водителя теперь должна находиться и копия документа, выданного органом ГИБДД. Это уведомление, направленное организаторами в транспортную полицию и ее постановление либо об отказе в сопровождении, либо о назначении сопровождения.

Необходимая документация для перевозки детей автобусами

Изменение списка пассажиров

Организатор перевозки подготавливает список лиц, которые находятся в автобусе во время движения, кроме водителей. Данный перечень включает три категории пассажиров:

  • сами несовершеннолетние (основная и самая многочисленная группа);
  • сопровождающие взрослые, ответственные лица из числа педагогических работников;
  • медицинские работники (как правило, медсестра или фельдшер, один-два человека).

В перечне должны быть фамилии, имена, отчества, контактные телефоны, а для детей также – ФИО родителей и их номера. Прежние правила детских перевозок никак не регламентировали изменения такого списка, и при фактическом изменении приходилось полностью переписывать документ, но с 2021 года, даже уже находясь в автобусе, достаточно исправить исходный лист, заверив исправления подписью ответственного лица. Если поездка проходит на двух и более транспортных средствах, нужна подпись старшего ответственного. Допускается как внесение в список нового лица, так и исключение уже имеющегося; соответственно, возможна и замена пассажира, которая технически оформляется как исключение одного и внесение другого лица.

Минимальный стаж водителя

Управление автобусами требует водительских прав категории D. Для допуска человека к перевозке детей государство требует, чтобы его стаж именно в этой категории был, во-первых, достаточным (порядка года), а во-вторых, актуальным (не ранее двух предыдущих лет). Вообще, хронология изменений правил перевозки детей показывает, что Правительство так и смогло определить для себя наиболее оптимальный стаж: после многочисленных смягчений и ужесточений к 2021 году к управлению школьным автобусом допускаются водители со стажем по категории D не менее 1 года в течение последних двух лет. Относительно предыдущих требований это смягчение – ранее было не менее 12 месяцев из последних 13.

Нумерация транспортных средств

Прежние правила устанавливали, что если дети перевозятся на двух и более автобусах, каждый из них должен быть пронумерован. Эта обязанность возлагалась на лицо, ответственное за поездку, совершаемую на штатных автобусах школы или иного учреждения. Если же транспорт арендовался, то нумерацию выполнял фрахтовщик (лицо или организация, предоставлявшая автобусы в аренду) и передавал сведения фрахтователю (арендатору). При этом водитель каждого транспортного средства должен быть получить полные сведения о присвоенных номерах. Такая мера оказалась очевидно избыточной и бесполезной, поэтому в новый регламент Правительство ее уже не включило.

Размещение детей в гостинице

Перевозка детей автобусом по межгороду нередко занимает более одних суток, поэтому встает вопрос о ночевке в пути. Старые правила требовали организаторов поездки заранее составлять список гостиниц, в которых будет обеспечен ночной отдых в течение всей поездки. В таком перечне указывали наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, владеющего гостиницей. Очевидно, такое требование значительно усложняло подготовку поездки: нужно было изначально все распланировать, заключить договора со всеми гостиницами, а при нештатной ситуации оформить экстренную замену мотеля было сложнее. С 2021 года такой список больше не нужен, можно договариваться о ночлеге непосредственно на месте, исходя из реально сложившихся условий.

Присутствие медицинского работника

До 2021 года при перевозке детей в автобусе более 12 часов подряд нужно было обеспечить присутствие с группой медицинского работника – правила возлагали эту обязанность на организатора поездки или фрахтовщика. Причем медработник должен был иметь при себе копию лицензии на право осуществлять медицинскую деятельность. Правительство оставило в силе данное требование, но уточнило, что медицинский работник (как правило, медсестра или фельдшер) нужен, только если в поездке участвует не менее трех автобусов.

Уведомление органа ГИБДД

Регламент организации поездок с детьми предусматривает необходимость уведомления о предстоящей перевозке территориальный орган ГИБДД. В ряде случаев транспортная полиция выделяет патрульные машины и сотрудников для сопровождения автобусов. До 2021 года подать уведомление могли только юридические лица и индивидуальные предприниматели, связанные с ними. Изменение коснулось именно этого момента – новые правила разрешают обращаться в ГИБДД и физическим лицам, например, родителям несовершеннолетних. Таким образом, восстановлен порядок, который действовал на территории РФ до 1 октября 2019 года, когда Правительство утвердило ужесточающие поправки в прежние правила.

Количество сопровождающих

По старым правилам при перевозке детей в автобусе количество сопровождающих не могло быть меньше числа дверей транспортного средства, что нередко становилось серьезным препятствием, например, при замене сломавшейся машины, но с 2021 года этот формальный подход претерпел изменение. Теперь количество сопровождающихся рассчитывается не по числу входов-выходов, а в первую очередь по количеству детей – один взрослый не более чем на 20 несовершеннолетних. Число дверей стало второстепенным фактором – если детей не более 20, достаточно просто открывать только одну дверь, у которой будет стоять единственный сопровождающий. Однако остальные двери при этом должны быть закрыты.

Требования по количеству сопровождающих

Наличие продуктов питания

В старом регламенте Правительство возлагало на организатора или фрахтовщика обеспечить в каждом автобусе запас сухих пайков и бутилированной воды, если поездка занимает более трех часов. Новые правила отменили это требование; очевидно, что оно избыточно, особенно в части наличия пищевых продуктов. Теперь дети и их родители самостоятельно обеспечивают питание во время поездки.

Замена транспортного средства

До 2021 года правила организованной перевозки группы детей вообще никак не описывали процедуру экстренной замены автобуса вследствие нештатной ситуации. Новый регламент устранил этот пробел и возложил на организатора или фрахтовщика обязанность обеспечить новое транспортное средство, если старое не соответствует оговоренным требованиям или просто сломалось, в том числе посреди маршрута. Замена имеет следующие нюансы:

  • нужно составить в произвольной форме специальный акт, в котором указать причину, дату и время замены, ФИО и телефоны водителя заменяемого автобуса и ответственного за перевозку детей (оба они также подписывают акт);
  • этот документ следует вручить водителю нового автобуса, которому также необходимо передать все документы на перевозку, предъявляемые водителем старого автобуса (договор фрахтования при наличии и маршрутный лист).

Естественно, подменный автобус и его водитель должны также соответствовать нормам, указанным в правилах. В идеале нужны такие же качество и квалификация, как у заменяемых.

Как видно, с 2021 года правила перевозки детей в автобусах значительно упрощены, даже с учетом того, что некоторые требования просто дублировали положения других нормативных актов. Предыдущее ужесточение, проведенное к 2015 году, было во многом вызвано случаями аварий с участием транспортных средств, в которых находились несовершеннолетние. Поэтому Правительство в тот момент исходило из желания максимально обезопасить поездки с детьми. Практика применения ужесточенного регламента показала избыточность некоторых требований, а в ряде случаев и их фактическую невыполнимость.

Таким образом, правила перевозки детей в автобусе в редакции 2021 года демонстрируют частичный откат к предыдущим условиям, в том числе в части поездок по межгороду. Организовывать школьные поездки теперь стало явно проще, так что теперь их может быть больше, но при этом не в ущерб реальной безопасности несовершеннолетних. Применение нового регламента покажет его состоятельность; возможно, к 2027 году отдельные положения вновь претерпят изменения.

Новый регламент замены транспортного средства

 

Назад к списку
Подписка на новости компании ЯрКамп
Какие новости Вы бы хотели получать?
 
Я ознакомлен (-ена) с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением, принимаю их условия и согласен с обработкой моих персональных данных ООО «ЯрКамп».