Содержание статьи:
Соблюдение режима труда и отдыха водителя автобуса – важный аспект обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Законодательство четко регулирует продолжительность пребывания за рулем, специальных и обеденных перерывов, межсменных периодов и других факторов. Для контроля режима труда и отдыха водителя в автобусах должен устанавливаться тахограф, отсутствие которого или неисправное состояние устройства наказываются штрафом.
График составляют на месяц отдельно для каждой смены при многосменной работе. В этом документе, подписанном ответственными лицами, отмечаются:
Для шоферов дальних рейсов составляется отдельный график.
Основой для графика работы является форма учета времени – ежедневная или суммированная.
Эта форма контроля востребована для рабочего дня – не более 8 часов при 5-дневной рабочей неделе и не более 7 часов при 6-дневной рабочей неделе. Смена может укорачиваться при поездках по сложным дорожным участкам.
При такой форме контроля смены могут иметь разную продолжительность и разный период отчетности, оптимальный – 1 месяц. В курортных регионах и местах с сезонными работами отчетность может быть сезонной, длительность сезона – до 6 месяцев. По длительности смены существуют следующие ограничения: в стандартном варианте – 10 часов, в отдельных случаях – 12 часов. Период вождения за один день – не более 9 часов. В неделю не допускается проводить за рулем более 45 часов.
К случаям, когда может устанавливаться 12-часовая смена, относятся поездки на транспорте:
Примеры графиков работы водителей при разных формах учета рабочего времени
Вид учета рабочего времени |
Начало смены |
Продолжительность |
Окончание смены |
Длительность еженедельного непрерывного отдыха |
||
рабочей смены |
рабочей смены перед выходным днем |
перерыва |
||||
Ежедневный учет, 5-дневная рабочая неделя |
7 |
8 |
8 |
1 |
16 |
63 |
8 |
8 |
8 |
1 |
17 |
63 |
|
Ежедневный учет, 6-дневная рабочая смена |
7 |
6 |
5 |
1 |
14 (13 – перед выходным днем) |
42 |
8 |
6 |
5 |
1 |
15 (14 – перед выходным днем) |
42 |
|
Суммированный учет |
7 |
12 |
12 |
1 |
20 |
35 (считается за отчетный период) |
В рабочее время входит не только вождение, но и другие функции, выполняемые шофером и обозначенные в Трудовом договоре. Среди них:
Рабочее время может делиться на части, перерыв между которыми – до трех часов. Время отдыха и питания в это время не включается. Такой режим обычно востребован для водителей, доставляющих работников или учащихся к месту работы и учебы и домой.
Наибольшая продолжительность смены, разрешенная при ежедневном или суммированном учетах, может быть превышена в случаях, предусмотренных законодательством. Такие работы называют сверхурочными. Они разрешены в следующих ситуациях:
Режим совместительства для водителей недопустим.
Количество выходных установлено Статьей 11 ТК РФ:
Специальные перерывы во время смены, ранее предоставлявшиеся только водителям, обслуживающих междугородные маршруты, сейчас предоставляются всем водителям. Первый положен после 4 часов управления без перерыва, следующие – через каждые 2 часа. Если такой спецперерыв совпадает с обеденным временем, то дополнительно он не предоставляется.
Перерыв, предназначенный для еды и отдыха, длится от получаса до двух часов. При смене, которая продолжается более 8 часов, может предоставляться 2 перерыва с суммарной продолжительностью от получаса до двух часов.
Междусменный отдых при ежедневной отчетности в два раза превышает период смены. При расчетах обеденный перерыв засчитывается в междусменный отдых. При 7-часовом рабочем дне последующая смена может начаться раньше на 2 часа, по сравнению с предыдущей. При суммированном учете продолжительность отдыха за сутки должна составлять минимум 12 часов. Существуют ситуации, в которых время ежедневного отдыха можно уменьшить:
На междугородных маршрутах отдых между сменами может разделяться на две или три части. При этом одна из частей должна быть 8 часов или более, а общее время отдыха – 12 часов или более.
Управление автобусом или другим транспортным средством занимает часть рабочего дня, и на время непрерывного управления транспортом накладываются определенные ограничения:
У водителей, обслуживающих городские и пригородные автобусные маршруты, обычно самый высокий процент нахождения за рулем по отношению к общему рабочему периоду. Если в пути планируется находиться более 12 часов, то на смену заступают 2 шофера. В этом случае должно быть предусмотрено спальное место.
Для водителей автобусов могут составляться следующие виды графиков:
Режим труда и отдыха водителей автобусов, работающих на дальних междугородных рейсах
Время работы и отдыха |
Норма |
Допускается |
|
1 водитель |
2 водителя и более |
||
Максимально допустимое время непрерывного вождения |
4,5 часа |
То же |
То же |
Минимальное время перерыва |
45 минут |
Разделение на части, каждая из которых не короче 15 минут |
|
Максимальное время нахождения за рулем в сутки |
9 часов |
По 10 часов не более двух раз в неделю |
|
Максимально допустимое время вождения в неделю |
45 часов |
90 часов в течение двух недель |
|
Минимальное время межсменного отдыха |
11 часов |
9 часов |
В течение 30 часов время непрерывного отдыха должно быть не менее 8 часов |
Минимальное время еженедельного отдыха |
45 часов |
36 часов на месте базирования |
|
24 часов в другом месте |
Примерный режим труда и отдыха водителя, обслуживающего городские и пригородные автобусные рейсы
Начало действия водителя |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
Предрейсового медосмотра |
7-30 |
6-00 |
|
17-00 |
14-00 |
|
14-00 |
Вождения |
7-45 |
6-15 |
|
17-15 |
14-15 |
|
14-15 |
Спецперерыва |
|
|
|
|
17-00 |
|
|
Вождения |
|
|
|
|
17-15 |
|
|
Перерыва |
11-45 |
|
|
|
|
|
|
Обеда |
13-45 |
10-00 |
|
21-00 |
19-00 |
|
17-00 |
Вождения |
14-45 |
11-00 |
|
22-00 |
20-00 |
|
18-00 |
Спецперерыва |
16-45 |
13-00 |
|
00-00 |
22-00 |
|
19-15 |
Вождения |
17-00 |
13-15 |
|
00-15 |
22-15 |
|
19-30 |
Спецперерыва |
19-00 |
15-15 |
|
|
00-15 |
|
|
Вождения |
19-15 |
15-30 |
|
|
00-30 |
|
|
Послерейсового медосмотра |
20-45 |
16-45 |
|
01-45 |
01-45 |
|
20-45 |
Межсменного отдыха |
21-00 |
17-00 |
|
02-00 |
02-00 |
|
21-00 |
Рабочее время, ч |
10,5 |
10 |
|
8 |
11 |
|
6 |
Примерный режим труда и отдыха водителя школьного автобуса при 5-дневной рабочей неделе
Действие водителя |
Интервал времени |
Инструктаж, медосмотр, заправка, подвоз детей к школе, возвращение в гараж |
6-30 – 9-00 |
Перерыв, обед |
9-00 – 12-00 |
Осмотр транспортного средства, перевозка детей из школы домой, подготовка машины к следующему рабочему дню |
12-00 – 17-30 |
5 апреля 2018 года был направлен в Госдуму, а затем принят, законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных нарушениях». Согласно этому документу, за несоблюдение режима труда и отдыха водителей автобусов в 2019 году положены штрафы в размерах:
За выпуск на линию автобуса без тахографа или с неисправным устройством ответственность несет транспортное предприятие-перевозчик. Размер штрафа составляет: