Содержание статьи:
Сегодня основной корпорацией, объединяющей предприятия по сборке автобусов разных категорий, является «Группа ГАЗ». В дивизион «Автобусы», принадлежащий этому холдингу, входят Павловский автобусный завод (ПАЗ), Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), Курганский автобусный завод (КАвЗ). Техника дивизиона «Русские автобусы» «Группы ГАЗ», составляющая примерно 80% российского рынка, работает на различных видах топлива – бензине, дизтопливе, газе. Все модели отвечают современным экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5, некоторые модификации относятся к перспективному классу Евро-6.
Этот российский производитель выпускает автобусы средних и малых габаритов, спецавтобусы, используемые полицией, охраной и другими службами. На долю продукции ПАЗ приходится более 50% российского рынка автобусов. Ежегодно с конвейерных линий этого предприятиях сходит более 10 тысяч единиц такой техники. Популярность автобусов ПАЗ объясняется демократичной стоимостью и невысокими эксплуатационными расходами.
Ориентирован на выпуск среднегабаритной, в том числе специализированной техники, рассчитанной на эксплуатацию на городских, пригородных, междугородных маршрутах. Важное направление – сборка школьных автобусов, соответствующих повышенным требованиям безопасности. С 2011 года началось оснащение транспорта двигателями Cummins, соответствующими экологическому стандарту Евро-5. За годы существования в России этого крупного производителя автобусов с его конвейерных линий сошло более 440 000 машин.
Предприятие специализируется на производстве крупных и особо крупных машин, предназначенных для городских маршрутов и междугородных перевозок. Сегодня ЛиАЗ выпускает 20 ведущих моделей и модификации на их основе, в том числе современные комфортабельные машины туристического класса «Круиз» и «Вояж».
Это самая обширная категория, включающая технику малого, среднего, большого классов. Главные отличия городских машин – вместительные салоны, рассчитанные на большое количество стоячих пассажиров, наличие накопительных площадок, большой запас прочности. Удобный пассажирообмен обеспечивают широкие двери, большая площадь пола и его низкий уровень.
Vector NEXT (ПАЗ- 32040504). Выпускается в городской и пригородной модификациях. Пассажировместимость – 43-53 человека. Для этой машины характерен большой угол поворота передних колес, высокий ресурс двигателя (700 тыс. км), комфортабельность и безопасность, экономичный расход топлива. Рулевой механизм – интегральный с гидроусилителем. КПП – механическая. Дизельный двигатель ЯМЗ, соответствующий классу экобезопасности Евро-5. Хорошо работает на отечественном топливе, легко запускается в зимних условиях, имеет низкий уровень шума и вибраций.
ПАЗ-320402. Техника малого класса. Вместимость – 43-53 пассажира. Двигатель – дизельный Cummins/ЯМЗ. КП механическая, мосты – КААЗ. Разработаны исполнения для городских и пригородных маршрутов. Городские модификации имеют вместительные накопительные площадки, 17 сидячих мест.
ПАЗ-3237. Низкопольный автобус имеет общую вместимость 55 мест, сидячих – 17. Удобен для транспортировки пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Передняя и задняя маски из пластика аналогичны маскам ЛиАЗ-5292. Дизельный двигатель Cummins, КПП автомат Allison, мосты – Raba.
ЛиАЗ-429260. Техника среднего класса, сидячих мест – 18+1, общая вместимость – 75. Пониженный уровень пола обеспечивает быстрый пассажирообмен. Электронное руководство подвеской обеспечивает плавное поднимание и опускание машины на неровных участках дороги. Посадку и высадку лиц с ограниченными физическими возможностями облегчает функция наклона кузова в сторону дверей и мобильная платформа. Коробка передач – автомат, экостандарт – Евро-5.
ЛиАЗ-529260. Низкопольный автобус среднего класса длиной 10,5 м. Кузов имеет двух- или трехдверное исполнение. Вместительная накопительная площадка и функция наклона кузова обеспечивают интенсивный вход/выход пассажиров. Машина оснащена аппарелью для въезда/выезда инвалидных колясок и устройствами для их надежной фиксации в салоне. Высокая маневренность позволяет легко проезжать по узким улицам. Двигатель – дизельный ЯМЗ, КП – автомат, двери складывающиеся, пневматические, с электроуправлением.
ЛиАЗ-5293. Полунизкопольный автобус большого класса общей вместимостью 104 места, сидячих – 25. На передней и средней дверях ступени отсутствуют, что обеспечивает удобную эксплуатацию транспорта в условиях интенсивного пассажиропотока. Дизельный двигатель ЯМЗ/Cummins. Коробка передач автоматическая, мосты – Raba (Венгрия). Сиденья антивандальные, окна в салоне тонированные. Имеется громкоговорящее устройство.
Эта техника рассчитана на междугородные перевозки внутри района или области. Используется на маршрутах, соединяющих город с дальними спальными районами, а также для пассажироперевозок в сельской местности. В отличие от городской техники, машины пригородного класса имеют большее количество сидячих мест и в основном четырехрядную схему расположения сидений. Накопительные площадки отсутствуют, стоячие пассажиры размещаются в основном в проходе, пассажирские места – средней комфортабельности.
ПАЗ-32053. Техника малого класса с общей вместимостью – 41 место. Сидячих мест – 25. Одна дверь пневматическая, вторая открывается вручную. Двигатель – бензиновый, возможен монтаж газового оборудования. Узлы и агрегаты адаптированы к российским дорогам и низкокачественным ГСМ. Бензиновый двигатель – ЗМЗ, мост – КААЗ, уровень экобезопасности – Евро-4.
ПАЗ-320412. Удлиненная версия автобуса среднего класса. Вместимость – 50-70 пассажиров, сидячих мест – 15-29. Двигатель – дизельный ЯМЗ или Cummins, подвеска усиленная. КПП механическая. Мосты – КААЗ. Норма экологической безопасности – Евро-5. Рулевое управление – с гидроусилителем. Две пневматические двери, одностворчатые с электроуправлением. Сиденья мягкие или антивандальные.
ПАЗ-4234-04. Городские автобусы среднего класса. Общая вместимость – 50 мест, сидячих – 30. Сиденья могут быть полумягкими с низкой спинкой или раздельными с высокой спинкой. Модели с дизельным двигателем оснащены предпусковым подогревателем, что облегчает эксплуатацию машины при низких температурах. Мост – КААЗ, двигатель – ЯМЗ. Уровень экобезопасности – Евро-5, КП механическая.
КАВЗ 4235-61У «Аврора». Машина среднего класса общей вместимостью 54 места. Салон просторный, сиденья расположены в одну сторону. Для стоячих пассажиров имеются поручни. Две пневматические складные двустворчатые двери. Мост – КААЗ. Максимальная скорость – 100 км/час. Двигатель – дизельный ЯМЗ. Уровень экобезопасности – Евро-5.
КАВЗ-4238. Является удлиненной версией КАВЗ 4235. Общая вместимость – 44 места, сидячих – 39. Дизельный двигатель ЯМЗ/Cummins. Мост – КААЗ. Пневматическая подвеска обеспечивает плавность хода. Сиденья нерегулируемые. Две пневматические двери прижимного типа, управление электрическое. Имеется сквозное багажное отделение объемом 4,5 м3. Норма экобезопасности – Евро-5.
ЛиАЗ-525665. Машина большого класса общей вместимостью 88 мест, сидячих – 44 (расположены в одном направлении). Двигатель – дизельный ЯМЗ. КП автомат, мост – Raba (Венгрия). Удобный и просторный салон. Две складные пневматические двери шириной 1300 мм. Экологическая безопасность – Евро-5. Сиденье водителя на пневмоподвеске, имеется отдельный вход.
ЛиАЗ-525657(-01). Автобус большого класса в пригородной версии имеет полную вместимость 88 мест, сидячих – 44. Разработан на базе ЛиАЗ-5256. Двигатель газовый. Мосты – Raba, КП – автомат Allison. Удобный просторный салон с поручнями.
Такая техника используется только для перевозки сидящих пассажиров в комфортабельных условиях. Современные междугородные автобусы российского производства имеют вместительные багажные отделения под салоном, полки в салоне для ручной клади, систему кондиционирования, индивидуальное освещение и вентиляцию. Часто присутствуют: гардероб, бар, туалет, мини-кухня, радио- и телеаппаратура.
КАвЗ-4235-62 «Аврора». Автобус среднего класса полной вместимостью 52 места, сидячих – 29. Регулируемые мягкие сиденья направлены в одну сторону. Двери прижимные, ширина – 650 мм. Имеются поручни для стоячих пассажиров и багажные полки. Мост – КААЗ. Дизельный двигатель ЯМЗ.
КАВЗ-4238. Удлиненная версия КАвЗ-4238.Сидячих мест – 35, полная вместимость – 40. При производстве этой модели используются узлы и агрегаты иностранного изготовления. Внизу размещено сквозное багажное отделение 4,5 м3. Сиденья регулируются, двери – прижимные, в салоне – полки для небольшого багажа.
ЛиАЗ -525662. Машина большого класса с количеством мест – 44, общая вместимость – 66 пассажиров. Двигатель – дизельный ЯМЗ, мост – Raba, механическая коробка передач, фары – «Мерседес». Две прижимные двери, сиденья на подиуме. Глушитель имеет встроенный нейтрализатор. В нижней части машины находятся объемные отделения для крупногабаритного багажа.
ЛиАЗ-525000 «Вояж». Автобус особо большого класса. Посадочных мест – 53, общая вместимость – 60. Дизельный двигатель, шасси, мост Scania. Рассчитан на использование на длинных маршрутах – более 500 км. Соответствует международным требованиям к такому виду транспорта по активной и пассивной безопасности. Востребован в качестве корпоративного транспорта. Руль с гидроусилителем. В базовую комплектацию входит система кондиционирования. В наличии – кухня, туалет. Имеется спальное место для водителя. Тип кресел выбирается, в зависимости от способа использования транспорта.
Пассажирская техника туристического класса отличается высоким уровнем комфорта, хорошей обзорностью, наличием крупногабаритного багажного отсека и полками для ручной клади. В салоне обычно предусмотрены: санитарное оборудование, мини-кухня, гардероб, аудио- и видеооборудование.
ПАЗ-3204. Туристическая машина малого класса с количеством сидячих мест – 29, общей вместимостью – 43. Разработана на базе пригородного транспорта. Комфорт обеспечен, благодаря мягким регулируемым сиденьям с ремнями безопасности и вместительным полкам для малогабаритного багажа. Дизельный двигатель Cummins. Мост – КААЗ, ТНВД BOSCH, класс экобезопасности – Евро-3.
Этот транспорт для перевозок детей к учебным заведениям и на экскурсии имеет специальный разрешительный сертификат. Школьный автобус оснащен дополнительными средствами активной и пассивной безопасности. Пассажирские места с ремнями безопасности, в салоне предусмотрены дополнительные поручни, расположенные на небольшой высоте. Такая техника окрашивается в желтый цвет. Борт оклеен светоотражающей пленкой, имеются информационные таблички «Дети».
ПАЗ-32053-70. Техника малого класса с 22-мя сидячими местами. Надежные подвеска и двигатель, повышенная пассивная безопасность позволяют использовать модель для перевозки детей по пригородным маршрутам. Бензиновый двигатель ЗМЗ. Класс экобезопасности – Евро-4. Ограничение по скорости – 60 км/час. Раздельные мягкие сиденья установлены на подиуме.
ПАЗ-320570-04. Автобус малого класса с дизельным двигателем ЯМЗ. Пассажирских мест – 23. Топливная аппаратура Bosch. Благодаря предпусковому обогревателю Webasto, машина легко заводится при минусовых температурах. Сиденья мягкие, расположены на подиуме по ходу машины, оснащены ремнями безопасности
ПАЗ-423470-04. Техника среднего класса с дизельным двигателем. Эффективна при эксплуатации в пригородах. Вместимость – 31 пассажирское место. Имеются багажные полки и стеллаж для размещения багажа. Пассажирская дверь с пневмоприводом и подножкой. Мост – КААЗ, руль с гидроусилителем.
КАвЗ-4238-65. Автобус среднего класса с дизельным силовым агрегатом ЯМЗ. Основа – машина КАвЗ-4238 с удлиненной базой. Мосты – КААЗ, КП ступенчатая механическая. Под автобусом имеется вместительное багажное отделение. Для отопления салона предусмотрены дополнительные обогреватели. На входе установлены поручни.
Транспорт специального назначения адаптирован к решению конкретных задач, к которым относятся: перевозка людей и грузов в труднодоступные районы, обслуживание ритуальных мероприятий, транспортировка пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
ПАЗ-3206. Полноприводная техника малого класса, относится к категории вездеходов. Число пассажирских мест – 25. Уровень проходимости сопоставим с проходимостью вездеходов военного назначения. Автобус может использоваться на дорогах с любым покрытием. Востребован в отдаленных районах, в которых машины другого класса неэффективны. Тормозная система оборудована ABS. Рулевой привод оснащен гидроусилителем.
ПАЗ-32053-80. Техника малого класса, используемая в качестве ритуальной. Количество сидячих мест – 16. Двигатель – бензиновый. Имеются две двери, одна из которых – двустворчатая, пневматическая, управляется электроприводом, ширина – 726 мм. Вторая – на запасном выходе, открывается вручную. Опционально – тонирование стекол на боковых окнах. Мост – КААЗ. Класс экологической безопасности – Евро-4.
ПАЗ-32053-20. Автобус малого класса грузопассажирского назначения. Сидячих мест – 11. Может использоваться для транспортировки пассажиров и крупногабаритных грузов. Пассажирские места расположены в передней части машины. В задней части находится грузовой отсек, доступ к которому возможен изнутри автобуса и снаружи. Двигатель – бензиновый. Мост – КААЗ. Норма экобезопасности – Евро-4.